«Социальная адаптация детей и родителей как образовательная и административная проблема в условиях дополнительного образования»


В системе непрерывного образования дополнительному образованию принадлежит особое, уникальное место. «У него особенная технология, у него особенная образовательная методика, прежде всего оно практико-ориентировано. Это особо организованный процесс, где в основе лежит деятельность, где в основе лежит общение, где проблема отношений выходит на первый план… Учреждения дополнительного образования детей располагают значительными возможностями для развития познавательной мотивации, обучающихся». 
Учреждения дополнительного образования - это сфера социально-педагогической адаптации обучающихся, в которых происходит подготовка подрастающего поколения к жизни. 
Специфическими особенностями адаптации обучающихся в учреждениях дополнительного образования являются: 
- свободный выбор сфер приобщения к социально-культурным ценностям; 
- культивирование всевозможных форм творческой активности обучающихся в кругу сверстников; 
- создание ситуации выбора, условий для развития способностей, умения выбирать и нести ответственность за свой выбор; 
- обучение обучающихся механизмам самовоспитания, самоорганизации и самоконтроля. 
Термин «адаптация» в ряде научных работ рассматривается как: 
- приспособление, ответная реакция на изменение среды 
- средство гармонизации взаимодействия личности и среды 
- функция развития, процесс, характеризующий развитие личности 
Рассмотрим состояние социальной адаптация детей и родителей как образовательная и административная задача в условиях дополнительного образования на примере деятельности отдела творческого развития «Содружество» ДТДиМ. 

• Отдел творческого развития «Содружество» структурное подразделение ДТДиМ и включает в себя 3 детских клубов по месту жительства 
• - д/к «Спутник» (ул.Карагандинская 94/1), 
• - д/к «Бригантина» (ул.Хакимова,110) 
• - д\к «Золотые спицы» (ул.Тракторная,33). 
• - Центр традиционной народной культуры село Городище 
• Также педагоги отдела осуществляют свою деятельность в СОШ №32, 52, 8, 3, 51,83,лицей№3 

Направления работы педагогов дополнительного образования «Содружество» ДТДиМ 

• - хореографический коллектив «Грация», «Танцпол», детский фитнес 
• - декоративное творчество «Соломка» и «Волшебная мастерская» 
• - вокальный коллектив «Волшебные звуки», «Веселые нотки», «Карусель» 
• - логопедическое направление «Говори хорошо» 
• - клуб английского языка «Меридиан» 
• - театр игры «Фейерверк» 
• - Студия творческого развития «Теремок» и «Малышок» 
• - Арт мастерская «Азбука цвета» 
• - «Школа психологических знаний» 
• - «Музыкальные ступеньки», «Синтезатор» 
• - Футбол 

Прежде всего, обращаю внимание на деятельность руководителя. Если руководитель социально адаптирован, если обучаем, активен, пользуется авторитетом, то конечно он ведет свой коллектив в нужном направлении и педагогический коллектив ответно выдает и хорошую результативность, и новаторство. 
Отмечу важность авторитета как управленческое решение. Почему так важен статус в коллективе? 
Статус руководителя подразделяют на две категории: 
Должностной статус. Формальные функции занимаемой должности. 
Субъективный статус. Реальное влияние личности руководителя на работу коллектива. 
Именно субъективный статус личности определяет истинный авторитет среди коллег. 
За мной стоит педагогический коллектив. И я (это моя установка) должна быть примером. Моя общественная деятельность напрямую сплетается с основной работой заведующего отдела. Любая общественная работа идет на сотрудничество с отделом, ДТДиМ. 
С 2018г вхожу в состав городской комиссии «Комфортная среда города». 
Веду работу председателем территориального общественного самоуправления в Центральном районе. (КТОС) 
Вхожу в комиссию «Лучший участковый микрорайона» 
В нашем отделе в каждом клубе по месту жительства создан клуб пожилого человека «Золотая россыпь». Это наш тыл. 
Являюсь куратором ресурсного центра по методическому сопровождению работы клубов по месту жительства города. 
В декабре 2017 года участвовали во Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы и проблемы организации работы с «нестандартными детьми» в системе образования» . Наша площадка тема Языковая адаптация детей и семей мигрантов Провели 3 мастер класса и один круглый стол. 
На заседании рабочей группы отдела творческого развития «Содружество» было принято решение о создании в отделе комплексной программы адаптации и интеграции детей мигрантов по месту жительства, название которой «Мир без границ», включающей в себя психолого-педагогическое, языковое и социокультурное направления. 
Особенность данной Программы заключается в комплексном подходе к поставленнойзадаче, что позволяет не только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму в поликультурной среде, но и развивать склонности, способности и интересы. 
Программа состоит из трех основных направлений: «Обучающая мотивация», «Социально-психологическая адаптация» и «Культурная адаптация». 
Все направления нацелены на создание творческо – игровой среды, которая путем включения ребенка в творческую деятельность обеспечивает формирование базовых навыков устной речи, как ведущего средства общения и познания, повышение темпа развития речи в целом; развитие творческих и коммуникативных способностей обучающихся. 
Разработана и дополняется представленная комплексная программа адаптации и интеграции детей мигрантов по месту жительства «Мир без границ». Защита пройдет на методическом совете отдела ДТДиМ ПО Шестопаловаой О.В.т,к это ее труд. 
Опытом нашей деятельности заинтересовался Борытко Николай Михайлович профессор Волгоградского государственного социально-педагогического университета. И мы были приглашены в феврале 2018года для участие в Международной сетевой научно-практической конференции «Инклюзивное образование: помощь детям-мигрантам в кризисной ситуации». 
Спикеры Сасина Т.В. и Тучкова Ю.Г. осветили тему: «Развитие речевой и языковой компетентности детей мигрантов в студии творческого развития», раскрыли опыт работы детского клуба по месту жительства «Социально-культурная и языковая адаптация семей и детей мигрантов в условиях учреждения дополнительного образования». 
Следующая наша деятельность над адаптацией проходит с привлечение коллектива, родителей и наших обучающихся на шествие демонстрантов, приуроченное к празднику Весны и Труда 1 Мая. Мы активные участники данного мероприятия. 
Ведется активная работа с методистом ДТДиМ Свинцовой Верой Петровной, которая провела групповую консультацию с педагогами отдела. 
В начале Недели правовых знаний на заседание отдела была приглашена юрист ДТДиМ Дикевич О.Г., которая выступила на темы:, «Административно-уголовная ответственность», «Безопасность детей в интернете». Дикевич О.Г. сделала акцент в своем выступлении о правах и обязанностях работников ДТДиМ. Провела индивидуальную консультацию. 
На заседаниях отдела обсуждаются производственные вопросы, педагоги делятся своими наработками, принимаются решения, знакомимся с нормативно правовой базой учреждения. 
Семья является той изначальной матрицей, внутрь которой уходят корни личности и откуда берутся ее истоки; семья ориентирует ребенка, прежде всего на членов семьи и других родственников и лишь затем - на социальное окружение, общество в целом. 
Что бы период адаптации ребенка проходил легче, необходимо профессиональная помощь семье, для этого нужно проводить родительские собрания, конференции, индивидуальные беседы, целенаправленную работу по просвещению в области воспитания ребенка. 

Наши социальные партнеры: 
- Горбанева Анна Николаевна специалист Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Оренбургской области 
- Кривцов Виталий Александрович отдел пропаганды ГИБДД 
- специалисты по охране труда и волонтеры отдела Молодежной политики - Кательницкий Алексей 
- Кочкин Вячеслав и казаки 
- Родительская общественность и родительский комитет отдела 

Традиция Золотых спиц возложение цветов к мемориальному памятнику и поздравление ветеранов в Оренбургском областном клиническом госпитале ветеранов войн Комсомольская,202 и ул 1 Мая 61. 
В клубе создан музей «Летопись Оренбуржья». Идея создания музея это все таже социальная адаптация детей и родителей. Хочется особо упомянуть этнографический фестиваль «Оренбургская россыпь», который уже становится традиционным. Хотя меняется его тематика, меняется ракурс, но цель фестиваля остается неизменной – через изучение культуры народов формировать культуру толерантности наших ребят. Названия говорят сами за себя: «Оренбург многонациональный», «Национальный портрет Оренбургских степей», «Пёстрый глобус». 
Один из блоков музея Афганистан. 
Отдел творческого развития «Содружество» д/к «Золотые спицы» под руководством педагога организатора Шестопаловой Оксаны Викторовны, педагогов дополнительного образования Зайнулиной Э.Р. и Гусевой Е.А. принял активное участие в подготовки и проведения выставки к торжественному мероприятию, посвященного 30-й годовщине вывода ограниченного контингента советских войск из Афганистана 
Наши воины…. 
Баранов Алексей Портретный очерк»Мой отец, моя гордость». 
СОШ №51 имени Героя Советского Союза, генерал-полковника И.А Шевцова состоялась акция «Армейский чемоданчик». ДТДиМ ОТР «Содружество» педагог объединения «Фейерверк» Зайнулина Э.Р провела беседу, затем ребята защищали свои проекты, у каждого выступающего был свой чемоданчик в котором находились фото дедов, прадедов в военной форме. Вещи времен ВОВ. Каждый выступающий получил диплом и памятный подарок. 
На уровни отдела проводим конкурс «Умнички», «ДоМиСоль» Вокал, хореография, волонтерское движение 
Праздники микрорайона «А у нас во дворе», привлекаем родителей, детей, школы. 
Меридиан 
Стартовала осенняя площадка дневного пребывания на базе Золотых спиц и Спутник 
Педагоги со школ на время каникул переведены в клуб и на площадку. По виду деятельности педагогов строилась вся программа площадки. 
В процессе работы нами были выявлены следующие показатели эффективности социальной адаптации: 
1. Взаимодействие со сверстниками. Уровень социальной адаптации по данному показателю проявляется в том, что обучающийся активен в общении, сам выбирает себе партнёров для игр и занятий, не провоцирует конфликты, имеет постоянных приятелей в группе. 
2. Взаимодействие с педагогами. Учитывая, что уровень реализации содержания социально-педагогической деятельности напрямую зависит от профессионализма и компетентности специалистов, занятых в этой сфере, особое значение приобретает личностный и профессиональный рост педагогов. 
3. Взаимодействие в социуме 
Объективные и субъективные условия успешной социальной адаптации человека: среда, наследственность, собственная Я-концепция и самооценка. Личностные процессы, обеспечивающие успешную социализацию: самопознание, адаптивное самоопределение, саморазвитие. 
4. Поведенческая саморегуляция 
Данный показатель проявляется в том, что обучающийся контролирует движения тела (позу, положение рук и ног), владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания или ограничения движений, контролирует свои эмоции 
5. Отношение к себе 
Характеризуется положительной адекватной самооценкой, аккуратностью. Может поставить перед собой конкретную цель и последовательно её добиваться. 
6. Активность 
Ежегодный отчетный концерт «Дом, где согреваются сердца» Присутствуют более 100 участников и более 200 гостей. 
Еще одна форма это оценка качества результативности педагогов после каждого большого мероприятия. 

Все начинается с малого, 
с мысли, с идеи внутри 
Сначала мы были все разные, 
Сходство попробуй найди 

Свои цели, мечты и желания 
И борьба с эго внутри 
Свой опыт, свой страх, свои знания 
Свои ориентиры в пути 

Это не просто собрание 
Это не просто толпа 
Это люди в поисках знания 
Это больше, чем просто слова 

Благодарю за внимание 







Комментариев нет:

Отправить комментарий