06.12.23г на базе д/к «Бригантина» отдел творческого развития «Содружество» ДТДиМ состоялась встреча педагогов отдела с психологом Дворца Тимошенко Полины Владимировны. Педагогам была предложена для работы тема: «Супервизия в дополнительном педагогическом образовании: региональная модель»
Во-первых, супервизия является методом обучения и профилактики не только для психологов, но и для любых помогающих практиков. То есть участие в супервизорских группах показано и врачам, и соц. работникам, и учителям. Также важно отметить, что если мы говорим о новом образовании в РФ, о его реформе или о становлении института частного образования, то необходимой частью должна стать супервизия для педагогов.
Но при проведении супервизии для педагогов есть сложность в том, что они могут почувствовать опасность для базовой установки своей профессии, которую можно сформулировать: «Учитель – это тот, кто знает». А процесс супервизии построен на принципе «давайте откажемся от своих знаний на время, давайте признаемся в своем не-знании, давайте поделимся им и будем профессионально не знать». Такое столкновение установок важно аккуратно объяснять участникам и демонстрировать, что процесс знания/не-знания двухфазный. Застревание в одном из состояний неумолимо ведет к выгоранию.
То, как воспримут участники-педагоги супервизию, зависит от многого. От того, запрашивали ли они её сами, обсуждали ли с ними время и задачи, будут ли присутствовать руководители на ней. Но самый главный фактор в начале – это расположение психолога-ведущего к педагогам и педагогике. Сильнейшим образом вероятность успеха супервизорских групп у педагогов можно повысить, если искренне выражать, как к отдельному человеку, так и к профессии в целом:
Уважение,
Признание,
Сочувствие,
Благодарность
Супервизия работает сразу на трёх уровнях.
Первый – индивидуальный, тут супервизия помогает прожить кризисные этапы в профессиональном пути. Например, начальный кризис входа в профессию – ощущение самозванца, беспомощность и несовпадение теоретических знаний с практическими. Или же кризис, связанный со скукой от профессии или окончания профессиональной деятельности.
Второй уровень, на котором помогает супервизия, это формирование группы из коллег, так супервизия позволяет разрешить через групповой формат сложные конфликтные ситуации, связанные с профессиональной деятельностью, и повышает уровень доверия в коллективе за счет большей осведомленности о работе друг друга.
На третьем же уровне групповая супервизия является прекрасным трамплином для обсуждения ценностных основ, на которых консолидируются учителя и администрация школы. Супервизия позволяет заново поставить перед собой вопросы о том, что такое образование, и вместе коллективом найти на них свои ответы. Групповая супервизорская работа – это способ перейти из состояния отдельно практикующих педагогов в состояние педагогической лаборатории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий