16 ноября 2016года отдел
творческого развития «Содружество» провел педагогический совет по теме: «Основные
направления работы педагога дополнительного образования по профессиональной
ориентации школьников»
В общем направлении активизации профессионального
самоопределения принято выделять следующие направления:
информационно-просветительское, диагностическое, консультационное и обучающее.
Информационно-просветительское
направление. Реализуя это направление, педагог готовит
серию занятий, рассказывающих о различных сторонах той или иной профессии, представляет
профессиональный мир в конкретно-наглядной форме. Он привлекает внимание обучающихся
к тематическим выставкам, по их запросам подбирает необходимую литературу,
учитывая возрастные и психологические особенности, занимается формированием
специального раздела фонда.
Цель этого направления – создать у обучающихся максимально
четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем
сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
Целенаправленное информирование о реальном содержании
профессий, о времени профессионального становления, разном для каждой
профессии, позволит обучающемуся принять
осмысленное решение, которое, в свою очередь, будет способствовать развитию их
личности.
Диагностическое направление. Это направление реализуется в двух планах:
· самопознание, исследование школьником своих
качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
· оценка своих возможностей, определение степени
выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов,
обусловливающих профессиональный выбор.
В развитии данного направления педагогу было бы
полезно использовать различные сборники тестов и анкет, помогающих определить
уровень развития каких-то профессионально важных качеств.
Консультационное направление подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед
необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете
мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или
особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный
аспект, но может и не включать.
Педагог, в рамках консультационного направления, может
лишь предоставить учащемуся материалы по интересующей профессии:
профессиограмму (описание содержания профессии), данные об учебных заведениях,
где готовят по данной профессии и периодические издания, в которых говорится о
востребованности профессии на рынке труда.
Обучающее (или формирующее). В русле этого направления оптант воспринимается как носитель определенных
компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:
· умение анализировать мир профессий;
· умение анализировать свои возможности и
ограничения в ситуации профессионального выбора;
· владение стратегиями поиска работы и поиска
путей профессиональной самореализации.
Основными направлениями в деятельности педагога
дополнительного образования в области профессиональной ориентации обучающихся являются:
– знакомство с содержанием и перспективами рынка
профессий; формами и условиями их освоения, требованиями предъявляемыми
профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста;
– распространение профессиографических
материалов;
– информирование о состоянии рынка труда, потребности экономики
в квалифицированных кадрах;
– ознакомление с современными видами
производства;
– проводят работу по профессиональной ориентации
обучающихся, формированию у них интересов к профессиям данного производства в
процессе их трудового обучения и труда на предприятиях;
Основные
организационные принципы профориентационной работы педагога дополнительного
образования
Крайности
|
«Золотая середина»
|
Крайности
|
1. Узкая специализация
|
1. Многообразие форм и методов
работы
|
1. Хаос, бессистемность,
следование методическим модам
|
2. Морализаторство
|
2. Нравственность как стержень
всей работы, как основа организации разнообразия методов
|
2. Безнравственность
|
3. Идеализация предшествующего
опыта
|
3. Преемственность в работе,
сохранение лучших традиций
|
3. Отрицание предшествующего опыта
|
4. Внутренняя пассивность,
ожидание, что кто-то решит ваши проблемы
|
4. Самоактивизация, способность
искать внутренние резервы в работе
|
4. «Самосгорание» на работе,
стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы
|
5. Самоизоляция
|
5. Профессиональное содружество
|
5. Потеря профессионального
самоощущения
|
6. Пессимизм, отчаяние
|
6. Вера в успех, в свои
возможности
|
6. Излишня самоуверенность
|
7. Акцентирование внимания на
единичных принципах, без их взаимосвязи друг с другом
|
7. Взаимосвязь принципов, их
взаимодополняемость
|
7. Утеря специфики принципов
|
Роль
педагога дополнительного образования по формированию всесторонне развитого, готового
к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию
педагогических коллективов в едином многогранном процессе профессиональной
ориентации, осуществляемой школой, семьей, всей общественностью. Педагог
дополнительного образования помогает обучающемуся осознать им склонности и
способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Педагог
дополнительного образования должен уметь в зависимости от педагогической
ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей ребенка подобрать
комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь
цели профориентации. И в то же время профессиональная ориентация содействует
рациональному распределению трудовых ресурсов общества в соответствии с
интересами, склонностями, возможностями личности и потребностями народного
хозяйства в кадрах определенных профессий.
Профессиональная ориентация – это государственная
по масштабам, экономическая по результатам, социальная по содержанию,
педагогическая по методам сложная многогранная проблема.
Комментариев нет:
Отправить комментарий