Выступление
заведующей отделом творческого развития «Содружество» Сасиной Т.В. на
педагогическом совете отдела творческого развития «Содружество» :
Дата
проведения: 1.03.2018 г.
Время
проведения: 14.00 ч.
Место
проведения: детский клуб «Спутник», ул. Карагандинская, 94/1.
Взаимодействие
учреждений дополнительного образования и семьи в организации детского досуга
(из опыта работы)
Деятельность
учреждений дополнительного образования протекает в рамках свободного времени
ребенка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в
неформальной компании сверстников. При этом, ребенок чаще всего находится в
ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга. В отличие
от школы, в учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно
выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя
наиболее комфортно.
Стратегия
сотрудничества учреждений дополнительного образования и семьи не может быть
определена без ясного представления о тех педагогических проблемах, которые
можно решить только совместно. Среди таких проблем: совместная забота о
здоровье детей; формирование и развитие интересов, ценностных ориентации в
сфере культуры, досуга, самообразовательной деятельности; выявление одаренности
и развитие способностей ребенка; содействие в достижении ребенком
благоприятного статуса в группе ровесников или разновозрастном творческом
коллективе; развитие культуры полоролевого поведения юношей и девушек;
установление взаимопонимания междуразновозрастными поколениями семьи.
Для
успешного взаимодействия специалистов учреждений дополнительного образования и
семьи обучающегося необходимо: постоянное обновление содержания, форм, методов
работы с родителями; пробуждение у родителей интереса к процессу
самообразования в области психолого-педагогических знаний; расширение сферы
совместной деятельности, общения педагогов и родителей с детьми.
Экспериментальное
исследование проводилось на базе детского клуба «Золотые спицы» отдела
творческого развития «Содружества» ДТДиМ.
Цель
деятельности клуба – развитие мотивации личности к познанию и творчеству,
реализация дополнительных образовательных услуг и программ в интересах личности,
общества, государства.
Одним
из основных направлений работы педагогического коллектива является работа с
родителями, которая ориентирована не только на формирование у родителей
позитивного отношения к деятельности учреждения, но также рассматривает семью
как полноправного субъекта организации учебно-воспитательного процесса. В
рамках данной работы используются различные коллективные, групповые и
индивидуальные формы взаимодействия с семьей, которые строятся на принципах
партнерства, конструктивно творческой, созидательной деятельности.
Процесс
взаимодействия детского клуба с семьей, родителями направлен на активное
включение родителей как в учебно-воспитательную, так и досуговую деятельность.
В рамках такого взаимодействия проводится диагностическая работа по изучению
семьи, психолого-педагогическое просвещение родителей (проведение родительских
собраний, постоянно обновляющийся информационный стенд для родителей,
проведение совместных мероприятий, индивидуальной работы, выставки совместных
работ детей и родителей, привлечение родителей к организации оздоровления детей
в каникулярное время и т.д.).
С
2017 учебного года на базе д/к «Золотые спицы» реализуется проект «Семейные
путешествия» как одна из форм работы с семьёй. В рамках данного проекта для
детей и родителей каждое воскресенье методистами и педагогами проводились
виртуальные экскурсии, мастер-классы, творческие мастерские, конкурсы,
соревнования и т.д.
Учитывая
выше сказанное, клуб ставит цель - оказать помощь родителям в формировании
грамотного взаимодействия с детьми в совместной деятельности, ориентировать их
на выбор продуктивного стиля взаимодействия.
Перед
составлением программы было проведено уличное анкетирования взрослых и детей
«Семейные ценности». В анкетирование приняли
участие дети и взрослые в
возрасте от 14 до 30 лет в количестве 76 человек, из них 14 мужчин и 52
женщины.
Возраст
участников опроса:
-
до 18 лет – 26 чел,
-
от 18-21 – 14 чел,
-
от 21-25 – 14 чел,
-
старше 25 – 22 чел.
Так
же был проведен устный опрос обучающихся клуба.
По
результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:
Для большинства опрошенных семья – это
самые близкие и родные люди; семья – это то место, где всегда царит любовь,
взаимоуважение, взаимопонимание.
Таким
образом, можно сделать вывод, что семья занимает самое главное место в жизни
каждого человека. Еще сильны традиции и устои в семье. Не радует, то, что все
стремятся к материальному благополучию и тем самым отодвигают сроки создания
семьи и рождение детей. Практически ни кто не хочет иметь большую семью, потому
что от нее только минусы и трудности и самое главное - нищета. Пугает и то, что
молодежь относится спокойно и даже положительно к «гражданскому браку», тем
самым молодые люди снимают с себя ответственность и обязанность по отношению
друг к другу.
Проанализировав
и сопоставив результаты устного опроса воспитанников, были сделаны следующие
выводы:
- у детей высокая потребность в общении с
родителями, желание участвовать вместе с ними в проведении праздников,
экскурсий, походов, спортивных соревнований;
- в связи с повышением мобильности населения и
бурным развитием средств массовой коммуникации (телевидение) и индивидуального
досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т. д.) существенным
образом изменились и отношения между родителями и детьми;
-
родители много времени проводят на работе и у них не остается времени на
общение с детьми, на отдых на природе и прогулки в лес, посещение выставок и
музеев;
-
родители считают, что достаточно материально обеспечить детей, купить щедрые
подарки, вещи, а вот свое свободное время они отдают детям неохотнее всего
остального.
В
ходе создания и реализации проекта стало понятно, что этот проект является
долгосрочным и появились планы на перспективу развития данного проекта:
- развитие эмоциональной сферы ребенка,
воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего
окружения,
-
развитие творческих способностей учащихся,
-
улучшение сценария, то есть увеличение игровых моментов, мастер- классов, где
дети не были отдельно от родителей, сделать акцент на более тесном взаимодействии
детей и взрослых,
-
сотрудничество с государственными учреждениями по реализации программ связанных
с укреплением и содействием семей. Например с таким как, ГКОУ «Центр содействия
семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и
психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей» и др.,
Одним
из основных направлений работы педагогического коллектива клуба является работа
с родителями, которая ориентирована не только на формирование у родителей
позитивного отношения к деятельности учреждения, но также рассматривает семью
как полноправного субъекта организации учебно-воспитательного процесса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий