понедельник, 12 марта 2018 г.

педагогический совет отдела "Взаимодействие учреждений дополнительного образования и семьи в организации детского досуга"



Выступление заведующей отделом творческого развития «Содружество» Сасиной Т.В. на педагогическом совете отдела творческого развития «Содружество» :
Дата проведения: 1.03.2018 г.
Время проведения: 14.00 ч.
Место проведения: детский клуб «Спутник», ул. Карагандинская, 94/1.



Взаимодействие учреждений дополнительного образования и семьи в организации детского досуга
(из опыта работы)
Деятельность учреждений дополнительного образования протекает в рамках свободного времени ребенка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. При этом, ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга. В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно.
Стратегия сотрудничества учреждений дополнительного образования и семьи не может быть определена без ясного представления о тех педагогических проблемах, которые можно решить только совместно. Среди таких проблем: совместная забота о здоровье детей; формирование и развитие интересов, ценностных ориентации в сфере культуры, досуга, самообразовательной деятельности; выявление одаренности и развитие способностей ребенка; содействие в достижении ребенком благоприятного статуса в группе ровесников или разновозрастном творческом коллективе; развитие культуры полоролевого поведения юношей и девушек; установление взаимопонимания междуразновозрастными поколениями семьи.
Для успешного взаимодействия специалистов учреждений дополнительного образования и семьи обучающегося необходимо: постоянное обновление содержания, форм, методов работы с родителями; пробуждение у родителей интереса к процессу самообразования в области психолого-педагогических знаний; расширение сферы совместной деятельности, общения педагогов и родителей с детьми.



Экспериментальное исследование проводилось на базе детского клуба «Золотые спицы» отдела творческого развития «Содружества» ДТДиМ.
Цель деятельности клуба – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных услуг и программ в интересах личности, общества, государства.
Одним из основных направлений работы педагогического коллектива является работа с родителями, которая ориентирована не только на формирование у родителей позитивного отношения к деятельности учреждения, но также рассматривает семью как полноправного субъекта организации учебно-воспитательного процесса. В рамках данной работы используются различные коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия с семьей, которые строятся на принципах партнерства, конструктивно творческой, созидательной деятельности.
Процесс взаимодействия детского клуба с семьей, родителями направлен на активное включение родителей как в учебно-воспитательную, так и досуговую деятельность. В рамках такого взаимодействия проводится диагностическая работа по изучению семьи, психолого-педагогическое просвещение родителей (проведение родительских собраний, постоянно обновляющийся информационный стенд для родителей, проведение совместных мероприятий, индивидуальной работы, выставки совместных работ детей и родителей, привлечение родителей к организации оздоровления детей в каникулярное время и т.д.).
С 2017 учебного года на базе д/к «Золотые спицы» реализуется проект «Семейные путешествия» как одна из форм работы с семьёй. В рамках данного проекта для детей и родителей каждое воскресенье методистами и педагогами проводились виртуальные экскурсии, мастер-классы, творческие мастерские, конкурсы, соревнования и т.д.
Учитывая выше сказанное, клуб ставит цель - оказать помощь родителям в формировании грамотного взаимодействия с детьми в совместной деятельности, ориентировать их на выбор продуктивного стиля взаимодействия.
Перед составлением программы было проведено уличное анкетирования взрослых и детей «Семейные ценности». В анкетирование приняли  участие  дети и взрослые в возрасте от 14 до 30 лет в количестве 76 человек, из них 14 мужчин и 52 женщины.
Возраст участников опроса:
- до 18 лет – 26 чел,
- от 18-21 – 14 чел,
- от 21-25 – 14 чел,
- старше 25 – 22 чел.
Так же был проведен устный опрос обучающихся клуба.

По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:
    Для большинства опрошенных семья – это самые близкие и родные люди; семья – это то место, где всегда царит любовь, взаимоуважение, взаимопонимание.
Таким образом, можно сделать вывод, что семья занимает самое главное место в жизни каждого человека. Еще сильны традиции и устои в семье. Не радует, то, что все стремятся к материальному благополучию и тем самым отодвигают сроки создания семьи и рождение детей. Практически ни кто не хочет иметь большую семью, потому что от нее только минусы и трудности и самое главное - нищета. Пугает и то, что молодежь относится спокойно и даже положительно к «гражданскому браку», тем самым молодые люди снимают с себя ответственность и обязанность по отношению друг к другу.
Проанализировав и сопоставив результаты устного опроса воспитанников, были сделаны следующие выводы:
-  у детей высокая потребность в общении с родителями, желание участвовать вместе с ними в проведении праздников, экскурсий, походов, спортивных соревнований;
 - в связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (телевидение) и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т. д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми;
- родители много времени проводят на работе и у них не остается времени на общение с детьми, на отдых на природе и прогулки в лес, посещение выставок и музеев;
- родители считают, что достаточно материально обеспечить детей, купить щедрые подарки, вещи, а вот свое свободное время они отдают детям неохотнее всего остального.
В ходе создания и реализации проекта стало понятно, что этот проект является долгосрочным и появились планы на перспективу развития данного проекта:
-  развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения,
- развитие творческих способностей учащихся,
- улучшение сценария, то есть увеличение игровых моментов, мастер- классов, где дети не были отдельно от родителей, сделать акцент на более тесном взаимодействии детей и взрослых,
- сотрудничество с государственными учреждениями по реализации программ связанных с укреплением и содействием семей. Например с таким как, ГКОУ «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей» и др.,
Одним из основных направлений работы педагогического коллектива клуба является работа с родителями, которая ориентирована не только на формирование у родителей позитивного отношения к деятельности учреждения, но также рассматривает семью как полноправного субъекта организации учебно-воспитательного процесса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий