«Учи как можно меньше,
всякая метода плоха,
если приучает учащихся
к простой восприимчивости или пассивности,
и хороша,
если возбуждает в них самодеятельность»
А. Дистервег
10 марта 2023 г. в отделе творческого развития «Содружество» МАУДО «Дворец творчества детей и молодёжи» в детском клубе «Спутник» состоялся семинар: «Тенденции дополнительного образования: современная дидактика и актуальные методы обучения».
Методист отдела Сахарова Наталья Александровна актуализировала знания педагогов об эвристических методах обучения, выполняя решение Методического совета ДТДиМ от 15.02.2023 г.
Состоялась беседа о дидактике, как науке о теории образования и технологиях обучения – затронули вопросы, на которые она стремится ответить – «Для чего учить?», «Чему учить?», «Как учить?» и т.д. В год Педагога и наставника вспомнили великие имена педагогики прошлого – Я. А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, А. Дистервега и др.
Подробно остановилась на методах эффективного обучения: эвристических методах – методе эвристической беседы, где роль педагога сводится к тому, чтобы путём искусно поставленных вопросов и наблюдений пробудить творческую мысль учащихся, методах проблемного обучения – создании цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем, исследовательских методах – когда возможно активное «внедрение» ранее «изобретения», то есть ранее тщательных теоретических разработок.
Рассказала о типах эвристических вопросов и дидактических целях, которые они преследуют, об условиях эффективности эвристической беседы о приёмах создания проблемных ситуаций на занятиях, привела примеры. Отметила положительные и отрицательные моменты использования вышеперечисленных методов, подчеркнув необходимость использования и «активных» и «пассивных» методов обучения на различных этапах.
Затронула вопрос развития дивергентного мышления у обучающихся при использовании эвристических методов обучения, уточнив, что оно непременно дополняется конвергентным мышлением – всё хорошо в меру. «Слишком большая склонность к дивергентному мышлению приводит к генерации бесполезных идей и отсутствию реальных решений. Переизбыток конвергентного мышления влечет за собой отсутствие новых идей и так называемый аналитический ступор» (Энн Мэннинг)
Методист Н.А. Сахарова
Комментариев нет:
Отправить комментарий